Эмоционально-волевая незрелость – бич современных детей

Мы, миллениалы, часто были теми самыми детьми, которым пришлось "повзрослеть" слишком рано. Наши родители, выживавшие в сложные времена, нередко сами были эмоционально недоступны или инфантильны. Многие из нас несут в себе ту или иную степень детской травмы. И вот теперь мы – родители.

Став родителями, мы бессознательно проецируем на своих детей свою уязвимую, "раненую" детскую часть. Стремясь защитить их от боли, которую испытали сами, мы ограждаем их от встречи с потенциально неприятной реальностью, воспринимая мир как враждебный. Казалось бы, из лучших побуждений! Но парадокс в том, что, лишая ребенка здоровой дозы фрустрации, мы лишаем его важнейшего двигателя эмоционального развития. Именно в столкновении с небольшими, посильными ограничениями, в переживании и преодолении разочарования, ребенок учится разделять себя и мать, обнаруживать свою отдельность и осознавать себя, регулировать свои импульсы – формирует волю и эмоциональную устойчивость.

Второй мощный фактор – эмоциональный голод. Мы, современные родители, часто прекрасно справляемся с функциональностью: накормить, одеть, отвезти на кружки, обеспечить гаджетами. Но наш собственный "внутренний контейнер" – способность к глубокому, стабильному эмоциональному контакту – нередко оказывается пуст. Эпидемия депрессий и выгораний – яркое тому свидетельство. И получается, что эмоционально "накормить" своего ребенка нам бывает просто нечем. Гаджеты, бесконечные занятия, подарки становятся суррогатом подлинной близости и эмпатии, которые так необходимы для созревания психики.

Важно понять: термин "эмоционально-волевая незрелость" – не просто констатация отставания. Он указывает на нарушение фундаментальных закономерностей формирования личности, связанных со созреванием Эго-сознания и развитием зрелых механизмов психологической защиты.

В норме к возрасту около 7 лет (завершение эдипальной фазы) у ребенка формируется «база личности»:
  • Появляется связное, целостное ощущение "Я"
  • Развивается способность к волевой регуляции – управлению своими импульсами и поведением
  • Возникает устойчивое понимание границ между собой и другими
  • Формируется способность к адаптивному взаимодействию с социумом
  • Ключевое: развиваются зрелые защиты психики, которые постепенно выходят на первый план по сравнению с примитивными

В чем суть этой смены защит?
  • Примитивные защиты (расщепление, проекция, отрицание, всемогущий контроль, соматизация): работают как барьер между неокрепшей психикой ребенка и внешним миром. Они "сплющивают" сложность реальности, разделяя все на "абсолютно хорошее" и "абсолютно плохое". Например, я хочу мороженое, и но я его не получаю прямо сейчас, значит мир ужасен. При этом эмоции слабо дифференцированы (не имеют полутонов) и крайне интенсивны (поэтому так сложно выдерживать контакт с таким ребенком или взрослым). Это норма для младенца, но застревание на них позже – проблема.
  • Зрелые защиты (вытеснение, рационализация, смещение и др.): возникают, когда Эго окрепло, а окружающие люди воспринимаются как отдельные целостные субъекты, которые в разных ситуациях ведут себя по-разному. Зрелые защиты функционируют внутри уже сложно организованной психики, помогая регулировать конфликты между ее частями (желаниями, реальностью, моралью). Они позволяют гибко адаптироваться, выдерживать амбивалентность и фрустрацию.

Ребенок с эмоционально-волевой незрелостью – это ребенок, чье Эго осталось слабым:

  • Его психика застряла на примитивных защитах, не научившись использовать зрелые.
  • Он плохо ощущает границы между собой и другими, его "Я" размыто или фрагментировано.
  • Он катастрофически не выдерживает фрустрации, так как нет внутренних структур, чтобы ее переработать.
  • Попытки просто "научить его называть эмоции по карточкам" (хотя это полезный навык) не решают глубинной проблемы - отсутствия этих внутренних регуляторных структур

К чему это ведет?

Такая база – прямой путь к высокому риску формирования пограничной структуры личности в будущем. Слабое Эго, неспособность выдерживать напряжение и строить долгосрочные отношения, импульсивность – все это следствия незавершенного раннего эмоционального развития, где не произошел качественный переход от примитивных защит к зрелым. Способность к адаптации в сложном мире резко снижается.

Понимая, что корни эмоционально-волевой незрелости детей лежат не только в современных реалиях, но и в незавершенных процессах прошлых поколений, становится очевидным: ключ к развитию зрелой психики ребенка – в осознанной работе родителей над своей собственной психикой и травмой.

Почему это так критично?

  • Расширение "Внутреннего Контейнера": наша способность "контейнировать" – выдерживать, принимать и осмыслять эмоции ребенка (его гнев, разочарование, грусть) напрямую зависит от емкости и прочности нашего собственного внутреннего контейнера. Работа с собственной травмой, терапия, осознание своих ран и паттернов – это путь к расширению этого контейнера. Только когда мы сами способны выдерживать собственные сильные чувства, мы можем обеспечить ребенку тот самый надежный эмоциональный контакт и безопасную гавань, в которой он так нуждается для роста. Без этого контейнера мы бессознательно транслируем детям свою тревогу, и там, где ребенку нужен устойчивый взрослый, оказываемся в регрессии, перегруженные его аффектом.

  • Дозирование здоровой фрустрации: способность давать ребенку необходимую, посильную дозу фрустрации ("нет", ожидание, столкновение с последствиями, небольшие трудности) – это не жестокость, а необходимое условие для укрепления его Эго. Но чтобы делать это спокойно и уверенно, не впадая в гиперопеку из-за собственных страхов или в агрессию из-за бессилия, родителю самому нужно чувствовать опору внутри. Работая со своей травмой, мы учимся отличать реальную опасность от проекций своего прошлого, позволяя ребенку встречаться с жизнью в безопасных для его развития дозах.

  • Обеспечение эмоционального контакта (а не суррогатов): истинный, глубокий эмоциональный контакт – это то, чем мы питаем психику ребенка для созревания. Он возможен только тогда, когда мы психологически присутствуем, а не функционально обслуживаем. Заполняя свой собственный эмоциональный голод, мы освобождаем ресурсы для подлинной близости с ребенком, переставая подменять ее гаджетами или бесконечной активностью.

Таким образом, инвестиция родителей в свою психологическую зрелость – это не эгоизм, а фундаментальная предпосылка для здорового развития ребенка. Это создает необходимые условия:

  • Для формирования его сильного Эго и зрелых защит.
  • Для прохождения им ключевых этапов развития, включая здоровую сепарацию.
  • Для его способности выдерживать фрустрацию, регулировать эмоции и строить устойчивые отношения в будущем.

Это сложный, но самый надежный путь. Путь от осознания своей истории – к созданию иного, более здорового будущего для наших детей. Начните с себя – это лучшая поддержка, которую вы можете им оказать.

Если вы нуждаетесь в психологической помощи, оставьте заявку на консультацию
© Все права защищены.