Ребёнок не должен помогать родителям
Родители — взрослые люди, они справляются со своей жизнью и ответственностью за семью и своих детей. В ином случае происходит подмена ролей, когда ребёнок вынужден «спасать», «выручать», «помогать». Это неблагоприятно отражается на развитии личности, а в крайнем случае приводит к т.н. парентификации, когда ребёнок становится родителем для своих родителей.
*Помощь родителям становится ответственностью ребёнка, когда родители в старости не могут себя обеспечивать
Но ребёнок должен выполнять свои обязанности по возрасту
Как правило, это касается самообслуживания, поддержания порядка, выполнения домашнего задания. И здесь он не объект, которого нужно извне мотивировать (как если бы перед осликом махали морковкой), в субъект, который сталкивается с требованиями среды. И вот здесь возникают сложности, когда эти требования вызывают сильные эмоции, которые родителю сложно выдерживать без потери контакта с ребёнком
По моему опыту, основные «затыки» с выполнением обязанностей у детей возникают в связи:
- С тем, что задача слишком объемная, и нет представления, как с ней справиться («уберись у себя в комнате» - это очень объемная и абстрактная задача; сравните с «отнеси всю грязную одежду в корзину и заправь кровать»)
- С разницей в представлении родителя и ребёнка о том, как должна быть выполнена задача, о результате
- С непоследовательностью требований (мама делает всё сама, а раз в месяц психует и орет, чтобы ребенок убрался в комнате)
- С ассоциациями «вокруг» задачи (например, при конфликтных отношениях с учителем ребёнок будет испытывать особую неприязнь к домашке)
- Нормальными процессами сепарации (ребёнок сопротивляется не обязанностям, а авторитету взрослого в процессе психологического отделения)
Как видите, проблема домашних обязанностей не такая простая, как кажется на первый взгляд
Каждый случай индивидуален. Многое зависит от возраста ребёнка, состава семьи и т.д.